Психология

Эффект ореола

Что такое эффект ореола

Эффект ореола (по-другому гало-эффект) – является результатом влияния общего впечатления о человеке на суждение о его каких-либо частных особенностях либо личностных характеристиках. Например, хорошо одетый человек может невольно создавать у других людей впечатление, что он обладает высокими интеллектуальными способностями, что на самом деле может быть не так.

Впервые в истории психологии исследовал и провел эксперименты для доказательства данного феномена известный ученый Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike). Иногда этот феноменом также называют эффектом первичности или новизны.

Гало-эффект является практическим научным объяснением того, почему мы склонны выстраивать определенные стереотипы относительно окружающих нас людей и почему от этих ярлыков так трудно избавиться. В условиях недостатка информации, когда вы знаете человека поверхностно, опираетесь на сложившуюся в обществе репутацию или знакомы только с одной стороной его личности эффект ореола может проявиться достаточно ярко и хрестоматийно.

Эдвард Торндайк
Эдвард Торндайк

Гало-эффект может быть 2-х типов: Положительный или Отрицательный. Таким образом, совершенно не имеет значения ярлык какого типа мы вешаем на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.

Гало-эффект часто используется различными аферистами и мошенниками, которые пытаются выдавать себя за других особ. Например, произведя впечатление знаменитого художника, мошеннику могут быть впоследствии прощены узкие познания в искусстве или даже в собственной биографии (окружающие все равно будут видеть в нем великую личность, а все несоответствия списывать на забывчивость и творческий характер).

Примеры эффекта ореола

Эффект ореола имеет место не только при личном взаимодействии с новым знакомым, феномен может проявляться и в отношении звезд, политических деятелей и даже касаемо торговых марок.

Например, попробовав впервые в жизни продукт от некой фирмы и положительно оценив его, вы неосознанно выдаете этой компании некий “кредит доверия”. После чего в сознании закрепляется мнение, что и другие товары этой фирмы высочайшего качества, их реклама всегда красочна и увлекательна, а логотип является верхом искусства – все эти умозаключения совершаются мимолетно и без подробного разбора ситуации, просто потому, что человеку легче следовать готовому ярлыку.

Точно так же у нас может возникать мнение, что красивые люди должны отличаться незаурядным умом и добротой, то есть на основании внешних характеристик заключается мнение об интеллектуальных особенностях и личных качествах человека.

Хорошо известен эффект первого впечатления, который можно назвать разновидностью эффекта ореола. В этом случае создав при первой встрече с каким-либо негативное впечатление о себе, оно будет распространяться и на последующие контакты с ним.

В литературе такой пример описан в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор». Чиновники одного из городков ожидают приезда  ревизора с проверкой и легко принимают за него заезжего афериста.

эффект ореола в психологии

Причины возникновения эффекта

Возникновению эффекта ореола способствуют:

  • Нехватка времени. В ситуации, когда у человека нет достаточно времени, чтобы качественно познакомиться с другой личностью. Это означает, что он вынужден в сжатые сроки обдумать ситуацию и по нескольким разрозненным фактам составить целостное впечатление о человеке.
  • Загруженность информацией. Человек имеет множество социальных контактов и большое число знакомств, поэтому у него нет возможности детально обдумать каждого и глубоко погрузиться в общение.
  • Незначительность другого человека. Ситуация, когда новому знакомству не придается особое значение, человек не видит в нем особой пользы и перспектив в общении. Стереотипное мнение, которое может возникнуть на основе принадлежности нового знакомого к какой-то большой и известной группе лиц.  То есть вывод о личности делается на основании, например, национальности, профессии или вероисповеданию.
  • Самобытность и неординарность личности. Когда некая яркая особенность или черта человека занимает весь первый план и полностью оттесняет другие особенности как малозначимые. Исследователи установили, что именно такой особенностью зачастую является внешняя привлекательность человека.

Применение в рекламе

Благодаря влиянию на впечатление людей маркетологам повышают продажи различных товаров.

Как правило, первоначально компания старается завоевать доверие потребителя. После этого покупатели приобретают товар, прежде всего обращая внимание на бренд. А степень влияния на принятие решения цены и качества становятся второстепенными. Если в линейке бренда появляется новый товар, это вызывает интерес потребителей благодаря первоначальному положительному впечатлению от товаров бренда. Таким образом, стоимость товара известным брендом будет заметно выше малоизвестной продукции. Иногда разница в цене может составлять сотни процентов, несмотря на схожие потребительские качества.

Эффект ореола широко используется при рекламировании товаров известными людьми. В случае с известными актерами, можно сказать, что здесь даже работает двойной эффект ореола. На актеров, как правило, переносятся положительные качества персонажей, которые они сыграли. А актеры уже переносят положительное впечатление на рекламируемые товары.

Красивая упаковка может повысить представление о качестве товара. Точно так же и внешний вид покупателей в рекламе, их дорогая одежда, может создать ассоциации с качеством рекламируемого товара.

Добавить комментарий


* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.