Психология

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса – это психологический феномен, который достаточно широко распространен и используется для достижения определенных целей. К нему часто обращаются так называемые «псевдоспециалисты», стремящиеся произвести впечатление грамотных и одаренных людей. Применяя эффект Фокса, такие личности вынуждают окружающих попадать под их влияние, внимать каждому произнесенному слову и легко верить всем утверждениям, которые не всегда являются правдивыми.

фото

СОДЕРЖАНИЕ

В чем заключается эффект Фокса

Существуют индивидуумы, способные без больших усилий располагать к себе других людей, создавать иллюзию, что все сказанное ими является истиной даже при отсутствии серьезных доказательств. Именно в таких случаях говорят о наличии эффекта доктора Фокса. Последний представляет собой ситуацию, при которой красноречивый и харизматичный рассказчик намеренно скрывает от своих слушателей вымышленность, а иногда и полную бесполезность подаваемой информации.

Феномен заключается в том, что восприятие рассказа лектора первостепенно зависит от его личных качеств, манеры преподнесения материала. Находясь под благоприятным впечатлением, аудитория одобрительно и беспрекословно воспринимает любую излагаемую информацию, даже если на самом деле она является бессмысленной, не способной принести практическую пользу.

Когда имеет место эффект Фокса, возникает корреляция между положительным оцениванием слушателей по части качества доклада и степенью импрессивности докладчика. При этом подаваемая информация наделяется ореолом важности и исключительности, а присутствующие ощущают, что действительно узнали что-то существенное и научились чему-то новому.

Как появилось название феномена

Своим названием эффект доктора Фокса обязан проведению в 1970 г. эксперимента, который был организован в Университете Южной Калифорнии. Исследование позволило обнаружить серию любопытных фактов, после чего тема стала широко обсуждаемой в научных кругах.

Нескольких исследователей, среди которых значились Дональд Нафтулин, Франк Доннелли и другие, интересовало, действительно ли студенты воспринимают преподавателей на основании их личных качеств, а не содержания лекционного материала. Чтобы выяснить это, они осуществили эксперимент, суть которого состояла в следующем:

  • учащимся медицинского факультета стали читать лекции, посвященные теории игр;
  • при этом лекторы не имели соответствующего образования и были далеки от преподносимого материала.

Некоторые из участников эксперимента были актерами, которые тщательно готовились к произнесению речи перед учащимися. Среди подставных преподавателей был человек по имени Майкл Фокс, который представился студентам под именем доктора наук Майрона Фокса.

Основной задачей ненастоящих лекторов было проведение убедительной лекции с использованием неясных терминов, неологизмов, противоречивых заключений. Речь, произнесенная доктором Фоксом, выглядела как подача серьезной информации. Она изобиловала научными понятиями, но не имела глубокого смысла и являлась бессодержательной.

Одновременно с приглашенным актером в соседней аудитории проходила лекция, которую в традиционной манере читал подлинный профессор. Спустя некоторое время слушателям предложили оценить каждого из лекторов. Изумление исследователей вызвало то, что аудитория позитивно отозвалась о лжедокторе Фоксе, а некоторые даже заявили, что ранее встречались с его работами.

Статья об удивительном явлении была опубликована в журнале Scientific American. Она утверждала, что каждый может попасться на уловки людей, обладающих харизмой и способных авторитетно говорить, не владея при этом достаточным уровнем профессионализма. Статья стала очень известной и привлекла к себе внимание со стороны многих психологов и ученых из разных стран.

В психологии обнаруженный эффект был назван по фамилии участвовавшего в эксперименте актера Майкла Фокса. В последующие годы представители науки занимались расширением понимания этого феномена, для чего проводились дополнительные исследования и опыты.

докладчик

Какие факторы приводят к эффекту Фокса

На создание у аудитории положительного впечатления и полное принятие излагаемой информации влияют:

  1. Личность рассказчика. Больше всего к себе располагают экстраверты, которые выглядят открытыми, приятными и добросовестными. В то же время невротичные и замкнутые личности не могут вызвать устойчивый интерес даже к самой увлекательной информации.
  2. Наличие харизмы. Самыми успешными становятся понимающие и благожелательные лекторы, с хорошим чувством юмора, поощряющие слушателей. В образовательной сфере харизма не только обеспечивает преподавателю популярность, но и способствует более активному вовлечению молодежи в обучающий процесс.
  3. Одежда и внешний вид. Формальный, строгий стиль способствует восприятию докладчика как серьезного и подкованного в освещаемом вопросе. Более свободная одежда может обеспечить преподавателю открытый диалог с аудиторией, получение репутации «своего человека».
  4. Невербальная коммуникация. Известно, что около 90% информации можно передавать без использования слов. Позитивные невербальные послания помогают говорящему приблизиться к своим слушателям, усилить эффект авторитетности.
  5. Текучесть лекции. Максимальный успех ожидает докладчика, способного свободно и естественно преподнести материал, не пользуясь записями или подсказками. По мнению психологов, интенсивность эффекта доктора Фокса прямо связана с тем, насколько естественной станет речь лектора.

Чем харизматичнее и увереннее в себе окажется говорящий, тем более выраженным станет производимый на аудиторию эффект. Шансы выглядеть авторитетным экспертом всегда выше у тех людей, которые способны вызывать к себе симпатии окружающих.

оратор

Где можно встретить такое явление

Сознательно использовать эффект Фокса способны люди, намерения которых не всегда положительны. Это мошенники, любители легкой наживы, лица, изучающие ораторское искусство ради получения прибыли. Встретиться с таким феноменом можно на тренингах, практикумах, привлекающих разношерстную аудиторию. Люди, посещающие такие мероприятия ради чего-то нового и важного, получают обыденную информацию, однако зачастую остаются удовлетворенными и не предъявляют претензий.

Иногда эффект Фокса используют преподаватели вузов, желающие отработать отведенное на лекцию время без значительных усилий со своей стороны. В подобных случаях студенты получают часть материала по теме занятия, после чего могут последовать рассуждения лектора на отвлеченные темы, воспоминания о собственной юности и т. д.

Представители современной психологии утверждают: при всей своей негативной окраске эффект доктора Фокса не всегда используется для получения прибыли, обмана аудитории и т. д. Также его применяют для достижения других, более позитивных результатов. Это можно увидеть при проведении тимбилдингов, корпоративных вечеринок, свадеб, юбилеев. В результате их участники получают положительные эмоции и надолго остаются под впечатлением от прошедшего мероприятия.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий


* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.