Психология

Эффект Веблена

Эффект Веблена – психологический феномен, который встречается среди людей с высоким достатком, способных позволить себе приобретение дорогих товаров или услуг. Покупая такие продукты, потребители руководствуются несколькими мотивами. Эффект Веблена хорошо известен в экономике и в определенной степени способствует ее развитию.

деньги

СОДЕРЖАНИЕ

Что представляет собой эффект Веблена

Под эффектом Веблена понимается нерациональное поведение покупателей. Лица, подверженные такому парадоксу, – это демонстративные потребители, приобретающие блага, недоступные для большинства членов общества.

Как объясняют психологи, в основе такого поведения лежат:

  • стремление индивидуума подчеркнуть свою уникальность;
  • желание показать высокие финансовые возможности;
  • убежденность в том, что высокая цена является показателем отличного качества продукта.

Данный феномен рассматривается в качестве полного противоречия основному закону про спрос. Согласно последнему, при возрастании стоимости товара снижается уровень его потребления.

Поведение покупателей с описываемым явлением можно отразить на графике:

график

Рассматриваемое явление часто сравнивают с эффектом сноба. Разница между ними состоит в том, что во втором случае человек приобретает те товары, которые не востребованны остальными (как дорогие, так и другого ценового сегмента). Также не стоит путать парадокс Веблена с эффектом Гиффена, при котором покупатель теряет интерес к продукту в случае потери им уникальности.

Кем был открыт феномен

Эффект Веблена – это термин, который известен в психологии уже более одного столетия. Такое явление было открыто в 1899 г. американским экономистом и социологом Торстейном Вебленом, давшим ему свое имя. Этот исследователь описывает данный феномен в своей работе «Теория праздного класса». Он же ввел в экономику и социологию понятие «престижное и показное потребление».

Торстейн утверждал, что богатые личности склонны тратить немалые суммы для того, чтобы подчеркивать свой социальный статус и высокие потребительские возможности. При этом делался акцент на том, что приобретаемые такими людьми дорогие товары не всегда обладают таким же уровнем качества.

Веблен

Особенности эффекта Веблена

Вся продукция, выбираемая покупателями с таким явлением, принадлежит к премиальному сегменту. Это товары, которые называют предметами роскоши:

  • элитная недвижимость;
  • драгоценности;
  • автомобили премиум-класса;
  • яхты, личные самолеты и вертолеты;
  • антикварные изделия;
  • айфоны из благородных металлов;
  • дорогие туры;
  • блюда и напитки с баснословной ценой.

драгоценности

При наличии парадокса Веблена психика покупателя настроена на обладание вещами премиум-класса. Многие люди этой категории отдают предпочтение какому-либо бренду, готовы заплатить неоправданно высокую цену за имя всемирно известных производителей. При этом купленная вещь не всегда является практичной и эстетичной, а в некоторых ситуациях может быть неудобной в использовании.

Феномен имеет немало общего с эффектом присоединения к мнению большинства. Подверженных ему покупателей характеризует желание приобретать дорогие товары, которыми уже обладают другие. Чаще всего таковыми становятся внушаемые индивидуумы, стремящиеся вести себя подобно представителям особо почитаемой ими группы людей.

Примеры показного потребления

Эффект Веблена прослеживается в поведении многих личностей, зарабатывающих огромные средства и стремящихся их тратить в больших количествах. Среди таких людей фигурируют всемирно известные персоны – Элвис Пресли, Мадонна, Бейонсе, султан Брунея Хасанал Болкиах.

Это явление также распространено в среде представителей современной отечественной эстрады. Особенно известны своим расточительством и любовью к элитному шопингу Моргенштерн, Анастасия Ивлеева и другие российские звезды.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий


* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.