Психология

Эффект сноба

Эффект сноба – феномен, распространенный в сфере экономики, принадлежащий к теории роскоши. На него впервые обратил внимание американский ученый Харви Лебенстайн. Говоря о таком явлении, подразумевают людей с достаточно высоким уровнем дохода, желающих выделиться из толпы, подчеркнуть всеми средствами свою уникальность.

фото

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое эффект сноба

Под эффектом сноба понимают нерациональное поведение покупателя, при котором спрос переориентируется против интересов большей части населения. Суть феномена состоит в следующем:

  • когда потребление определенного продукта или услуги становится массовым, образуется группа людей, отказывающихся от их покупки в пользу редких товаров, недоступных остальным потребителям;
  • человек с эффектом сноба принимает решение о покупке с учетом поведения большинства, поскольку старается действовать ему в противовес;
  • чем больше спрос на определенную продукцию, тем меньше вероятность того, что она заинтересует такого покупателя.

Второе название явления – эффект отсоединения от большинства. Этот тип поведения, нерациональный с точки зрения классической науки, основан на желании выделиться из толпы, казаться не таким, как остальные.

Отличие от других феноменов

Рассматриваемое явление отличается от других психологических феноменов, связываемых с экономической сферой. В сравнении с эффектом Веблена, когда индивидуум отождествляет высокую цену с таким же качеством и предпочитает дорогие аналоги, описываемое явление в основном вызывается нежеланием походить на других.

Такая особенность в поведении потребителя противопоставляется эффекту подражания. В отличие от большинства покупателей, стремящихся сэкономить, «сноб» обращает внимание на товары или услуги, чья цена превышает среднюю стоимость. Он стремится к обладанию благами, указывающими на его статус, высокие финансовые возможности.

в магазине

Как проявляется эффект сноба

Примеры этого феномена прослеживаются в следующих ситуациях:

  • покупке недвижимости. Приобретающий жилье человек руководствуется собственными интересами и представлениями о комфорте и безопасности, а не мнением большинства;
  • приобретении дорогого автомобиля. «Сноб» обязательно выберет марку авто, недоступную среднестатистическим обывателям, однако при появлении многочисленных подражателей переключится на другую элитную модель;
  • использовании инновационных, малодоступных для широкой публики компьютерных технологий. По мере своего распространения они перестают вызывать интерес.

Эффект сноба выражается в выборе престижных товаров представителями различных профессий, чем, по их мнению, достигается более прочная позиция в социуме. Это явление присутствует при покупке благ людьми разных национальностей, способствует проявлению культурных особенностей, характерных для определенной народности, позволяет самоидентифицироваться в обществе.

Эффект сноба способен проявляться не только у состоятельных личностей, но и у людей среднего и невысокого достатка. Такие индивидуумы стремятся приобретать эксклюзивные, дорогие товары и услуги даже в ущерб себе, не заботясь о мнении и интересах членов своей семьи.

выбор

Значение для экономики

Нерациональный спрос, характерный для людей с эффектом сноба, приносит экономике определенную пользу. Он обеспечивает простор для искусственного повышения спроса на отдельные категории товаров, приводит к более высокому уровню потребления, чем способствует развитию производства. Многие исследователи считают, что именно нерациональный спрос – одна из причин научно-технического прогресса.

Индивидуумы, подверженные эффекту сноба, стимулируют возникновение моды на товары, недавно появившиеся на рынке. Это запускает другой тип иррационального спроса (подражательную), и «снобы» перестают приобретать новую продукцию, однако спрос на нее в общей массе продолжает расти.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий


* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.