Психология

Теория управления впечатлениями

В процессе личностного взаимодействия мы постоянно оцениваем друг друга. Каждый стремится показать себя с лучшей стороны, произвести более выгодное впечатление на окружающих. Психологи знают, что впечатлениями можно управлять. Это полезный и нужный навык, который помогает в личной жизни и карьере.

положительное впечатление

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое впечатление

Умение управлять впечатлениями других людей, умение нравиться, способность вызывать симпатию и личное притяжение позволяют добиваться желаемого, придвигаться по карьерной лестнице, находить и привлекать друзей, партнеров для отношений.

Что же такое впечатление? Разнообразная информация о человеке оставляет определенный след в сознании других. Этот след и называется впечатлением. Оно влияет на социальное восприятие и дальнейшие отношения с этим человеком. Если он производит положительное впечатление, то с ним хочется общаться, дружить, сотрудничать, если отрицательное, то, наоборот, не возникает желания иметь с ним дело.

Как формируется впечатление

Важность информации, из которой складывается восприятие конкретной персоны, обусловлена следующими факторами:

  • источником входных данных. Если мы получаем информацию из источников, которым доверяем, то мы склонны считать эту информацию более достоверной и важной, чем та, которую мы получаем из источников, которым не слишком доверяем;
  • характером информации. Обычно негативная информация о человеке оценивается нами как более важная, чем позитивная. То есть рассказам о плохих качествах мы верим больше;
  • необычностью информации. Чем более необычную информацию мы получаем, тем более важной ее считаем;
  • очередностью получения информации. Та информация, которую мы получаем первой, является для нас более важной.

Со временем впечатление может меняться. При знакомстве с новым человеком у нас складывается какое-то мнение о нем на основе полученных нами данных (внешности, поведения, манеры общения и т. д.). Позднее мы узнаем о нем больше, и наше мнение может поменяться в лучшую или худшую сторону.

Теория управления впечатлением

В психологии существует теория управления впечатлением. Она описывает естественное человеческое желание производить благоприятное впечатление на окружающих. Основоположником теории управления впечатлениями стал Ирвинг Гоффман. Согласно его концепции, люди разыгрывают друг перед другом спектакли, исполняя определенные роли, позволяющие им производить нужное впечатление на других.

Каждый создает собственный имидж, чтобы нравиться окружающим. Имидж каждого конкретного индивидуума служит его собственным целям, позволяя достигать желаемого эффекта со стороны других. Поведение, направленное на создание благоприятного впечатления, Гоффман назвал самопрезентацией.

По мнению автора теории, люди играют, как актеры на сцене театра, а окружающую обстановку используют в качестве декораций, чтобы произвести нужное впечатление на окружающих. Человек может постараться вызвать у других симпатию или, наоборот, антипатию к себе. Все зависит от целей, которые он преследует. В любом случае управление впечатлениями – это способ регулировать поведение окружающих, оказывать на него влияние в своих интересах.

собственный имидж

Стратегии управления впечатлением

Управление впечатлением – это процесс формирования и поддержки у окружающих определенного восприятя себя. Техники управления впечатлениями можно разделить на две группы:

  • усиление собственной позиции. Чтобы произвести нужно впечатление, мы меняем свою внешность, развиваем профессиональные навыки, учимся общению, получаем новые знания и т. д.;
  • усиление позиции второй стороны. Для этого мы организовываем свое поведение так, чтобы наш оппонент чувствовал себя комфортно рядом с нами. Тем самым мы вызываем у него положительные эмоции, которые и создают о нас благоприятное впечатление.

Наиболее распространенными способами усиления позиции второй стороны являются:

  • комплименты и лесть. Мы говоримсобеседнику приятные слова, чтобы расположить его к себе;
  • выражение согласия с мнением человека. Мы соглашаемся с ним, даже если на самом деле не разделяем его;
  • высокий уровень заинтересованности. Мы показываем собеседнику, что он нам очень интересен, что нам приятно с ним общаться;
  • одолжение. Мы делаем кому-то одолжение, выполняя какую-то его просьбу или решая его проблему;
  • совет. Мы сами просим совета или помощи в чем-либо;
  • выражение симпатии. Мы показываем, что собеседник нам симпатичен. Делать это можно вербально и невербально.

Умение производить нужное впечатление помогает в разных сферах жизни. Это непростой, но весьма полезный навык, а точнее целое искусство. В совершенстве овладев им, можно получать большую выгоду от взаимодействия с социумом.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий


* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.