Эффект аудитории (эффект Зайонца)

Эффект аудитории, иначе известен в науке как эффект Зайонца, характеризуется особым специфическим влиянием присутствия посторонних людей на особенности поведения человека.

Присутствие других людей (публики) само по себе способно качественно влиять на скорость обучения испытуемого различным навыкам или на характер либо качество выполнения поставленной перед человеком задачи (утверждение справедливо даже в том случае, когда публика является полностью нейтральной и не выражает по отношения к испытуемому каких-либо оценочных суждений или реакций).

эффект аудиторииВ случае присутствия зрителей испытуемый способен больше смущаться в процессе обучения, однако, если какое-либо действие им уже освоено должным образом и на должном уровне, то присутствие публики вокруг значительно облегчает прикладываемые физические усилия и качественно изменяет (повышает) результативность и скорость выполнения задач.

Впервые сформулировал теоретическую основу данного феномена и доказал сущность эффекта аудитории Роберт Зайонц, в честь него и было дано второе название данному явлению.

Основные положения

Robert Zajonc

Роберт Зайонц

Основываясь на известной формуле бихевиоризма (описывающей особенности человеческого поведения посредством терминов «стимул-реакция») Р. Зайонц допустил, что само по себе присутствие аудитории (других людей) является для человека мощным стимулирующим фактором и активным источником возбуждения. Эффект аудитории можно предсказать в том случае, когда человек знает, чего ожидает эта аудитория. Понимание положительно влияет на деятельность и успешность испытуемого, при этом увеличение общего числа зрителей значительно интенсифицирует (усиливает) эффект.

Особенности

  • Присутствие аудитории вызывает активацию всех внутренних сил организма, усиливается общий драйв и улучшается мотивационный аспект;
  • Наличие посторонних людей может формировать у человека предчувствие ситуации оценивания, что и усиливает активацию собственных имеющихся ресурсов;
  • Наличие наблюдателей может выступать и отвлекающим фактором. Так как отвлеченность внимания (разделение его на несколько аспектов: частично на работу, а частично на процесс наблюдения за реакциями и действиями окружающих).

Когнитивно-мотивационная модель: наличие аудитории, с одной стороны, формирует мысль о возможных последствиях в случае будущей неудачи (неодобрение, порицание и осуждение окружающих людей), а с другой — акцентирует внимание на позитивных последствиях при условии удачи (успех, одобрение и положительная оценка собственных способностей).

Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных — такое возбуждение существенно ухудшает. Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых.

Практическое применение

Данный феномен следует обязательно учитывать при организации и проведении различных психологических экспериментов: данный феномен может существенно снижать и оказывать угрожающее действие на внутреннюю валидность исследования.

Примеры

  1. Мужчина всеми силами пытается показать себя с лучшей стороны перед интересующей его женщиной (тоже утверждение справедливо и в обратную сторону).
  2. В присутствии других людей человек способен испытывать более сильные эмоциональные переживания, сильнее волноваться, возмущаться и т.д.
  3. Поведение, привычки и мысли человека в одиночку и в компании других людей чаще всего кардинально отличаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *