Психология

Геймификация в образовании: обзор методов

Геймификация (игрофикация) – это явление, ставшее широко популярным во всем мире. Такую современную тенденцию можно наблюдать в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Приемы геймификации используют в различных учебных заведениях. Сегодня они применяются не только в дошкольных заведениях, но и в школах, колледжах, университетах. Этот подход обладает многими преимуществами, но в то же время не лишен определенных недостатков. Далее рассматриваются основные особенности геймификации, приводятся примеры ее использования в среде разновозрастных школьников.

игра

СОДЕРЖАНИЕ

Что представляет собой геймификация

Суть геймификации состоит в использовании игровых элементов в неигровом контексте. Это позволяет достигать поставленных целей, придает традиционному процессу обучения большую легкость, гибкость и привлекательность. Важно понимать, что геймификация не ставит задачу создать полноценную игру, а только использует определенные игровые фрагменты.

Идею применения игровых технологий, активно распространяемую в наше время, нельзя назвать абсолютно новой. О ней говорил в прошлом столетии выдающийся русский педагог и писатель К. Д. Ушинский, который рекомендовал делать учебный процесс менее монотонным за счет добавления игр и интересных упражнений.

Периодическое использование игровых элементов помогает задействовать эмоциональную составляющую человека. Это способствует выходу из жестких рамок, более глубокому вовлечению в серьезную деятельность.

Сегодня геймификация становится все более популярной как среди детей, так и среди взрослых. Она помогает избавиться от угнетающей рутинности, предупреждает такое негативное явление, как психологическое выгорание. Многие образовательные заведения берут данный метод на вооружение, используют в обучении иностранным языкам, литературе, на уроках физики, математики, на занятиях со студентами по механике, менеджменту и т. д.

Игрофикация пробуждает интерес к учебе и в большинстве случаев дает положительные результаты. Этот метод импонирует подвижным и любознательным школьникам, которые быстро устают от однообразных уроков. Чтобы поддерживать интерес детей к обучению, его нередко используют в дистанционном образовании.

Основные принципы

Можно выделить 4 основных принципа игрофикации:

  • мотивацию;
  • открытие;
  • статус;
  • вознаграждение.

Мотивация является основой для всех видов игровой деятельности. Во время урока педагог может применять такие ее варианты, как соревновательный момент, поощрение, принятие учениками решений, определяющих исход игры.

Открытие. Геймификация помогает создавать интересное, неожиданное, позволяет открывать новые уровни. Это способствует большей вовлеченности участников в происходящее.

Статус. Участвуя в игре, школьник испытывает чувство собственной значимости. Эффективными стимулами для активности становятся признательность детского коллектива, похвала учителя.

Вознаграждение. Принцип награды – один из лучших инструментов рассматриваемой технологии. Привлекательный приз, который предстоит получить в финале, помогает усилить степень вовлеченности в игру.

дети

Преимущества геймификации

Геймификация обладает достаточным количеством плюсов, по причине чего применяется многими современными педагогами.

  1. Приносит удовольствие. Присутствие игровых элементов делает обучение более комфортным и радостным. Это связано с активизацией определенного отдела мозга, реагирующего на игру.
  2. Снимает напряжение, убирает боязнь ошибиться. Во время стандартного урока ученики нередко испытывают страх перед тем, что могут совершить ошибку и подвергнуться критике. Геймификация исключает такие неприятные моменты.
  3. Способствует эмоциональному включению. Все участники игры включаются в него эмоционально. Это, в свою очередь, обеспечивает более высокую заинтересованность, лучшую концентрацию внимания, хорошее запоминание.
  4. Позволяет работать с группой. Многие игровые задания подразумевают групповое участие. Действуя сообща, ребята лучше узнают друг друга и быстрее сближаются. Это помогает укрепить детский коллектив, сделать его более дружным.
  5. Обеспечивает беспроблемное усвоение и закрепление учебного материала. Подобный эффект достигается благодаря большей заинтересованности детей в происходящем на уроке.
  6. Универсальность. Игровые элементы стоит использовать на занятиях с дошкольниками, в начальной школе, в средних или старших классах, при работе со студенческой аудиторией. Многие компании задействуют их в корпоративном обучении

Геймификация в образовании преимущественно основывается на выполнении нестандартных заданий, что благоприятствует раскрытию творческих способностей и школьников, и педагога. Во время занятий, включающих в себя игровые элементы, дети учатся выступать в различных ролях, приобретают навыки ведения переговоров, защиты своей точки зрения, обоснованной аргументации, контроля над действиями остальных участников процесса.

ребенок

Какими недостатками обладает

У геймификации имеются определенные недостатки, которые должны обязательно учитываться людьми, работающими в системе образования. Можно привести несколько примеров:

  • школьники, привыкшие к подаче материала в игровой форме, могут отказываться воспринимать традиционные формы обучения;
  • некоторые дети способны потерять интерес к выполнению заданий, которые не приносят им вознаграждения;
  • иногда соревнования переносятся из игровой атмосферы в реальную жизнь и становятся причиной возникновения конфликтных ситуаций с одноклассниками.

Другим минусом считается то, что игрофикация требует от педагога серьезной подготовки. Для разработки урока, содержащего игровые моменты, учителю приходится тратить гораздо больше времени и прикладывать значительные усилия. Кроме этого, не всегда удается уложиться в отведенные на занятие 45 минут, поскольку необходимо разъяснить учащимся суть игры, успеть организовать их работу и подвести ее итоги.

Специалисты рекомендуют педагогам использовать геймификацию в умеренном количестве. Данный метод не должен иметь постоянный характер и присутствовать на всех без исключения занятиях. Применять его необходимо в те моменты урока, которые особенно располагают к этому. Хорошие результаты приносит геймификация дополнительного образования детей, когда учитель может более свободно отходить от стандартных форм обучения.

Примеры использования на уроках

Геймификация дает достаточное пространство для фантазии. На уроке могут использоваться те формы и приемы, которые станут, по мнению педагога, наиболее результативными и будут приняты положительно. Выбирать их стоит с учетом особенностей каждого детского коллектива.

Элементами геймификации в образовательном процессе могут стать:

  1. Квест, предусматривающий поэтапное выполнение поставленной задачи. При этом каждое задание выводит участников на очередной уровень и приближает к обозначенной цели. Такой вариант, как квест, подходит для учащихся разных возрастных категорий, будет уместным в младших классах
  2. Дебаты. Преимущественно используются для гуманитарных дисциплин (на уроках истории, литературы, географии). Ребята учатся уверенно отстаивать собственную позицию по определенным вопросам, подбирать соответствующие аргументы. Чаще всего дебаты, требующие от детей обладания достаточным словарным запасом и проведения основательной подготовки, проводят в среднем и старшем звене.
  3. Турнир. Игра подразумевает участие нескольких команд, дающих ответы на поставленные вопросы. Такой урок способен включать в себя смешанные тематики, поэтому его подготовкой могут заниматься одновременно несколько преподавателей. Для школьников интересными станут следующие варианты проведения турнира – «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?».

Занятия с элементами игрофикации стоит завершать моментом, который оставит у всех присутствующих приятные впечатления. После вручения призов можно организовать совместное чаепитие, сладкий стол. Это поможет сгладить острые моменты и возможные недоразумения, которые иногда возникают между участниками игры.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
1 комментарий


* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • К сожалению, “развитие” современной педагогической науки идет по пути переименования понятий. В содержании статьи – случайный набор положений, прописные истины и пр.
    Чтобы была понятна моя позиция до конца, давайте попробуем игру называть геймом, а ребенка чилдреном…
    Вот.