Что такое эффект Барнума (Форера) в психологии

эффект барнумаЭффект Барнума (второе название эффект Форера) — это наблюдаемая закономерность, следуя которой люди склонны достаточно высоко оценивать правдивость описания характеристик их личности, если уверены, что оно было составлено индивидуально (хотя на самом деле, это описание является усредненным вариантом и подойдет подавляющему большинству людей).

С помощью подробного описания психологического феномена Барнума можно легко пояснить распространенность и широкую известность даже в современном социуме звездных и прочих гороскопов, нумерологических прогнозов, хиромантии и т.д. Также воздействие эффекта можно заметить и в некоторых психологических методиках, результаты которых не дают возможности качественно отличить характерологическое описание одного человека от другого.

Эффект Барнума был назван в честь известного американского артиста телевидения Финеаса Барнума (Phineas Barnum), занимавшегося интересными манипуляциями в сфере популярной психологии. Именно ему принадлежала знаменитая мысль, что в каждом человеке есть нечто общее со всеми людьми.

Научное подтверждение и второе имя данному эффекту подарил психолог Бертрам Форер, под руководством которого и был проведен эксперимент, подтверждающий теоретическую основу описываемого феномена.

Описание эксперимента психолога Б. Форера

Финеас Барнум

Финеас Барнум

Многочисленной группе студентов, у которых преподавал сам Форер, был предложен специальный психологический тест, озвученной целью которого являлось подробное и глубокое изучение их личностей. Однако результаты тестирования никем не проверялись и, тем более, интерпретировались — всем испытуемым вместо глубокого описания сторон их личности раздали одинаковый (!) расплывчатый текст, который на самом деле был позаимствован из обычного гороскопа.

На следующем этапе ученый попросил всех студентов, неосознанно принимавших участие в научном эксперименте, оценить правдивость этого текста по 5-бальной шкале (насколько текст совпал и соответствует реальным особенностям человека и чертам характера, по мнению респондента). Средняя оценка студентов просто шокировала ученых — 4,26.

Позже этот пример был повторен в сотнях научных экспериментах в различных странах и на разных возрастных категориях, с различными экспериментаторами и респондентами — результаты были полностью аналогичными.

Факторы, которые оказывают влияние при эффекте Форрера

  • Человек (субъект исследования) полностью убежден, что описание индивидуально и было составлено лично для него.
  • Есть полная убежденность, что анализ был подготовлен значимым авторитетным источником.
  • В тексте описание преобладают положительные характеристики, и описываются позитивные стороны.
  • Степень принятия описания не зависит от метода сбора предварительных данных (научный или магический), усредненные описания принимаются респондентами одинаково легко и без сопротивления.

Среди исследователей распространено мнение, что более склонны верить подобным описаниям:

  • обеспокоенные люди;
  • не очень счастливые или охваченные временной тревогой особы;
  • люди, которые нуждаются в поддержке;
  • индивиды, склонные к неуверенности и недооценке собственной личности.

Также данный эффект могут усиливать ситуационные стрессовые факторы и внутриличностные особенности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *