Возрастная периодизация — это систематизация этапов развития личности человека от момента рождения до момента смерти. Для каждой возрастной периодизации характерно описание унифицированных для всего человечества этапов развития, их универсальность, а также наличие общих признаков и критериев для объективной оценки.
В истории психологии было описано множество подходов к рассмотрению проблемы возрастной периодизации, но наиболее известной в отечественной науке является классификация периодов развития человека Даниила Борисовича Эльконина. По мнению Эльконина, особенности периодизации развития психики человека являются важнейшей фундаментальной проблемой не только возрастной, но и всей психологической науки в целом. Разработка этого вопроса имеет исключительно важное теоретическое значение, т.к. будет способствовать выделению движущих сил развития на каждом из этапов и построению оптимальной педагогической системы и структуры гармоничного воспитания в целом.

В основе концепции Д.Б. Эльконина — особенности постепенной смены типов ведущей деятельности от одного этапа к другому, согласно этому положению он выделил содержательно различные стадии развития человека — эпохи, фазы и периоды. В свою очередь фазы могут быть:
- Ориентированные на освоение мотивационной стороны той или иной деятельности
- Направленные на овладение техническими и операциональными особенностями деятельности
Для характеристики каждого из этапов ученый ввел 4 основных критерия:
- Социальная ситуация развития — это влияние внешних социальных условий, непосредственно окружающих человека, на формирование определенных психических феноменов и отношений.
- Ведущая деятельность — это тип активности, который на конкретном этапе развития имеет наибольшее влияние на психику.
- Кризис — это промежуточные непродолжительные этапы развития, которые характеризуются резкими изменениями в психической составляющей жизни человека. Результатом положительного прохождения кризиса является переход на качественно новую ступень развития.
- Новообразования — изменения качественного характера в структуре развитии психики, впервые обнаруживающиеся на данном возрастном этапе.
На каждом из возрастных этапов должно произойти два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса:
- Формирование аффективной (эмоциональной) составляющей и личностных особенностей.
- Формирование технической стороны и интеллектуальной сферы.
Возрастная периодизация этапов развития человека Д.Б. Эльконина
Раннее детство
Период — Младенчество (от 2 до 12 месяцев)
- Актуальная социальная ситуация: на данном возрастном этапе ребенок уже отлучен от собственной матери в физическом смысле, но при этом имеет тесную и неразрывную психологическую связь, зависимость от нее. («Мы»)
- Ведущая деятельность: аффективное общение и взаимодействие со значимыми близкими, установление контакта и формирование первичного доверия.
- Кризисы:
- 0-2 месяца — изменение внешней ситуации развития, в связи с физиологическим отделением от матери.
- 1 год — уход от «Мы» к большей самостоятельности
- Новообразования: перестройка и адаптация организма к другому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических феноменов.
Период: Ранний детский возраст (от 1 до 3 лет)
- Актуальная социальная ситуация: обретение некой автономности и полной свободы передвижения, определенной самостоятельности, происходит постепенный уход от «Мы».
- Ведущая деятельность: манипулирование орудиями и предметами, формирование речевых навыков ребенка.
- Кризис:
- 3 года — в силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших.
- Новообразования — формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение «Я»), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей «взрослую».
Детство
Период — Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
- Актуальная социальная ситуация: уход от общей со взрослым активности к самостоятельной.
- Ведущая деятельность: ввиду стремления к независимости и начала развития произвольных действий, у ребенка на первый план деятельности выходит сюжетно-ролевая игра.
- Кризисы: 6-7 лет — формирование особенностей внутренних переживаний у ребенка и их влиянии на поведенческую сферу, что может проявляться в угрызениях совести.
- Новообразования: происходит установление полноценных отношений ребенка с социумом, выполнение полезной, одобряемой обществом деятельности.
Период — Младше-школьный возраст (от 7 до 11 лет)
- Актуальная социальная ситуация: особенности взаимодействия со значимыми взрослыми извне (педагогами, тренерами и т.д.).
- Ведущая деятельность: интеллектуальная и непосредственно учебная активность (обучение самому процессу и общим методам познания).
- Кризис: 12 лет — возникновение чувства взрослости и переструктурирование отношений со старшими в связи с этим.
- Новообразования: возникновение представлений относительно самого себя, как полностью взрослого человека, непреодолимая нужда в признании социума, стремление добиться этого. https://здесьвкусно.рф/
Подростковый возраст
Период — Младший подростковый (от 12 до 15 лет)
- 1) Актуальная социальная ситуация: общение с ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми.
- Ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и взаимодействия в обществе.
- Кризис: 15 лет — начало формирования и проявления самосознания, эго-идентичности.
- Новообразования — способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности.
Период — Старший подростковый (от 15 до 17 лет)
- Актуальная социальная ситуация: необходимость самоопределения и планирования собственного будущего.
- Ведущая деятельность: познавательная и учебная, начало профессионального становление и наработки необходимых навыков.
- Кризис: 17 лет — напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.
- Новообразования: определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование личностного мировоззрения и навыков самообразования.
* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.