Психология

Феномен Баадера-Майнхоф

Феномен Баадера – Майнхоф – интересное явление, с которым приходится сталкиваться огромному количеству людей. Его также называют иллюзией частотности, когнитивной ошибкой, касающейся восприятия определенной информации.

удивление

В чем заключается феномен Баадера – Майнхоф

Суть феномена состоит в следующем: если человек узнает что-то новое и обращает на это внимание, подобная информация начинает попадаться ему повсеместно и с удивительной частотой. Чаще всего это происходит через непродолжительный период времени при самых разных обстоятельствах. У некоторых индивидуумов возникает впечатление, что недавно полученная информация преследует их.

Можно привести простые жизненные примеры:

  • студент-филолог узнает новое слово на иностранном языке и вскоре начинает сталкиваться с ним буквально во всех текстах;
  • родители выбирают имя для своего первенца и все больше склоняются к одному из вариантов – именно он встречается им везде и при различных обстоятельствах.

Некоторые люди воспринимают такие вещи как обычные совпадения или мистические события. С научной точки зрения, подобные явления рассматриваются как особенности человеческой психики и именуются феноменом Баадера – Майнхоф.

С чем связано название эффекта

Феномен был назван таким образом в 90-х гг. прошлого столетия. Эффект получил имена Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф, которые с 1968 г. по 1988 г. являлись лидерами радикальной организации в ФРГ. Они занимались ограблениями банков, нападениями на высокопоставленных лиц, совершили серию громких убийств.

Один из читателей американской газеты St. Paul Pioneer Press сообщил о том, что за сутки дважды столкнулся с упоминанием об этой организации. Такое явление вызвало беспокойство, о чем он упомянул в комментарии к одной из публикаций данного издания. Феномен, о котором упоминалось и раньше, заинтересовал психологов. В дальнейшем его стали именовать согласно именам лидеров банды.

Почему возникает феномен Баадера – Майнхоф

Появление такого эффекта указывает на избирательность внимания и восприятия. На среднюю частотность использования определенной информации не влияет то, когда о ней было получено представление. Но большинству людей кажется иначе.

Ежедневно мы сталкиваемся с разнообразными новыми сведениями, однако запоминаются из них не все. Мозг старается выделить существенную информацию и отсеять второстепенную, понять, что пригодится в дальнейшем, а что нет. На подсознательном уровне человек постоянно ищет вокруг себя вещи, подтверждающие его образ мышления (совпадения, шаблоны). Найдя, индивидуум заостряет на них внимание. Все остальное при этом успешно игнорируется.

новая информация

Если одни и те же сведения встречаются несколько раз, они рассматриваются как более важные. Повторение, происходящее в течение краткого временного периода, сигнализирует мозгу о том, что от информации можно получить пользу в будущем и она не должна сразу отбрасываться.

Благодаря феномену Баадера – Майнхоф ценность информации возрастает в несколько раз. Это привлекает к ней пристальное внимание и заставляет неоднократно переосмысливать.

Требуется ли проводить лечение

Феномен Баадера – Майнхоф чаще всего носит безобидный характер и не нуждается в медицинском вмешательстве. Данный эффект встречается не только в повседневной деятельности человека. Его активно используют в рекламе, способствуя этим привлечению большего количества покупателей.

Рассматриваемое явление способно стать серьезной проблемой для пациентов с психическими заболеваниями (паранойей, шизофренией). В подобных случаях этот эффект может усугублять протекание имеющихся патологий и негативную симптоматику.

Сегодня феномен Баадера – Майнхоф по-прежнему приковывает к себе внимание представителей науки и остается объектом исследований ученых из разных стран мира.

Добавить комментарий


* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.