Сегодня впечатления – это не просто позитивные эмоции, а настоящее экономическое предложение наравне с различными товарами и услугами. Экономика впечатлений включает в себя туристический, ресторанный, музейный бизнес и другие сферы, где люди могут получить разнообразные эмоции.
В основе этого лежит особенность человеческой психологии, заключающаяся в потребности в новых ощущениях. Люди не могут существовать без эмоций, поэтому готовы платить за них деньги. Поэтому сегодня наблюдается следующая тенденция: люди тратят деньги не на простое удовлетворение своих потребностей, а на новые впечатления.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое экономика впечатлений
Этот термин придумали и ввели в обиход Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор – авторы книги «Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена». В книге говорится о том, что для эффективной продажи различных товаров и услуг нужно уметь воздействовать на эмоции потребителей. Товары стали обыденными для человека XXI века, поэтому он требует индивидуального характера предложений.
Таким образом, чтобы привлечь покупателя, производитель должен воспринимать его не просто как безликого индивида, а рассмотреть в нем личность и наделить свой товар характеристиками, которые этой личности будут интересны. Эта модель хорошо работает в туризме и сфере развлечений.
В своей книге Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор предлагают дать производителям роль режиссеров, а потребителям – роль зрителей. По их мнению, такая модель театра способна значительно улучшить новую экономику. Новая экономика в корне отличается от традиционной модели взаимодействия производителя и потребителя. Если ранее товары были безличными, то сейчас происходит их массовая персонализация. В связи с этим кардинально меняется маркетинг.
Новая экономика должна базироваться на том, чтобы в ней учитывался не только сам потребитель как физическое лицо, но и его личность. Таким образом, место ценовой конкуренции между компаниями занимают впечатления.
Модель экономики впечатлений
Существует четыре основные области впечатлений:
- развлечение. Это пассивное получение новых эмоций. Потребителю не нужно совершать никаких сложных действий, достаточно просто получать предлагаемые ему впечатления. К этой разновидности относится прослушивание музыки, просмотр фильмов или видеороликов, чтение книг и прочее;
- обучение. Эта область, в отличие от первой, требует активного участия потребителя. Новые знания – одна из базовых потребностей человека. Если человеку что-то интересно, то он с удовольствием будет это изучать. Но для того, чтобы эффективно овладеть какими-либо знаниями или навыками, человеку нужно полностью погрузиться в процесс обучения, по максимуму задействовав свои психические или физические ресурсы. Для реализации задачи создаются различные обучающие программы, курсы, игры и прочее. Доказано, что совместное обучение оказывает более эффективное влияние и вызывает больше интереса. Поэтому очень популярны различные тренинги и мастер-классы, где учащиеся общаются и взаимодействуют друг с другом;
- уход от реальности. Эта сфера требует от потребителя еще большего погружения, чем в первых двух случаях. Это полная противоположность развлечениям. Здесь человек не пассивно потребляет впечатления, а активно участвует в них. И то, насколько яркими и полными будут его эмоции, зависит от него самого. В качестве примера можно привести фитнесс-центры и приобретающие все большую востребованность квест-комнаты;
- эстетика. Эта область строится на природном стремлении людей к прекрасному. От потребителя требуется только принимать впечатления, никак не воздействуя на внешний мир. Сюда относится посещение музеев, выставок, осмотр достопримечательностей.
Существуют и другие способы, которыми человек может получить новые ощущения. Сюда относятся удовольствия, получаемые с помощью органов чувств (например, гастрономический туризм), награда за деятельность или хорошее обучение, пробуждение любопытства, активизация умственной деятельности, любовные чувства и пр.
Особенности впечатления как продукта
Впечатления нельзя в полной мере причислить к категории товаров или услуг. Правильнее всего назвать их отдельным видом продукта, за который потребители готовы платить деньги. В отличие от обычных товаров или услуг у впечатлений есть некоторые особенности.
- Это продукт, имеющий малый «срок годности». Его нельзя закупить впрок. Поэтому, пустующие зрительские места в театре или на представлении уже не смогут принести прибыль организаторам.
- Каждому интересны какие-то свои впечатления, за которые он готов платить. Поэтому чем более разнообразными будут предложения, тем охотнее их будут покупать.
- Впечатления нельзя потрогать или увидеть, заранее оценив, насколько они хороши. Потому репутация компании, предлагающей продукт, имеет огромное значение.
- Поскольку впечатления ориентированы на конкретного потребителя, в сфере производства и предоставления этого продукта большое значение должно уделяться персоналу.
- Впечатление отличается от обычного товара или услуги тем, что оно создается прямо на глазах потребителя, и он сам участвует в создании.
- У впечатлений нет срока годности для потребителя, поскольку помнить о них он будет всю жизнь.
Таким образом, мы видим, что традиционная экономика, предоставляющая товары и услуги, отходит в прошлое, а ей на смену приходит экономика впечатлений. Эмоции, которые человек получает от товара или услуги, побуждают его платить. Производители, умеющие воздействовать на эмоции потребителей, смогут существенно повысить свою прибыль. В дальнейшем это направление будет развиваться все больше.
* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.