Эффект Зейгарник является психологическим феноменом, который был открыт в прошлом столетии при случайных обстоятельствах. Сегодня его используют с целью повышения продуктивности в различных сферах деятельности, применяют в гештальт-терапии, для объяснения природы некоторых человеческих чувств (вины, тревоги и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое эффект Зейгарник
Многим людям приходилось сталкиваться с ощущением, когда разговор уже закончен, однако продолжает развиваться в мыслях, или оставшаяся в прошлом проблема по-прежнему вызывает негативные мысли и не дает покоя. В психологии такие явления обозначаются как незавершенный гештальт и являются яркими примерами эффекта Зейгарник.
Если говорить кратко, под эффектом Зейгарник подразумевается психологическое состояние, которое постоянно напоминает человеку о чем-то незавершенном, не позволяет ему оставить действие невыполненным.
Суть данного феномена состоит в следующем:
- незавершенные отношения, действия вызывают нежелательные воспоминания, провоцируют какие-то неприятные происшествия;
- не доведенное до конца дело оказывает влияние на внутреннее состояние человека, лишает возможности успокоиться и расслабиться;
- мысли о том, что не было завершено, постоянно всплывают в сознании, не дают переключиться на другие дела;
- невыполненные задачи становятся причиной напряжения памяти, не исчезающего до тех пор, пока дело не будет полностью завершено.
К эффекту Зейгарник в психологии относят не только начатые дела. Также под этим подразумеваются нереализованные планы, цели, мечты, к которым человек стремился, но по определенным причинам не сумел достигнуть.
История открытия
Открывателем феномена стала Блюма Вольфовна Зейгарник (1900–1988 гг.), родившаяся в восточной части России и ставшая основательницей советской патопсихологии. В молодости она получила высшее образование в Берлинском университете и была последовательницей К. Левина, ведущего представителя гештальтпсихологии. Сначала Блюма поступила на филологический факультет, однако вскоре ощутила повышенный интерес к психологии и со временем сменила профиль.
Блюма совершила свое громкое открытие в студенческие годы. Однажды, находясь в кафе вместе с К. Левиным и другими студентами, она обратила внимание на следующее: один из официантов, получавший от посетителей многочисленные заказы, не записывал их содержание. При этом он приносил все необходимое вовремя и ни разу не допустил даже малейших ошибок. Феноменальная память официанта заинтересовала Блюму. В беседе с работником кафе молодая студентка убедилась в том, что он отлично запоминал детали, которые касались незавершенных заказов, однако вспомнить информацию об уже доставленных блюдах практически не мог.
Позже Зейгарник также беседовала с другими официантами. Большинство из них сообщили, что с момента принятия заказов и до их подачи отлично помнили все, что заказывали посетители. Однако, как только блюда оказывались на столе, касающаяся их информация мгновенно забывалась.
Такое явление вызвало у Зейгарник интерес, который в дальнейшем перерос в научное исследование. В Берлинском университете был проведен эксперимент, подтвердивший: если человека прервать в действии и лишить его возможности завершить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения до тех пор, пока дело не завершится. Все это время индивидуум будет помнить разнообразные подробности, касающиеся незавершенного действия.
В 27 лет Блюма Вольфовна посвятила данному вопросу дипломную работу, получившую название «Эффект Зейгарник в психологии». Благодаря этому труду она получила широкую известность и стала одним из светил психологической науки.
Научные исследования
Исследования обнаруженного эффекта проводились в разных вариантах:
- Добровольных участников эксперимента разделяли на две группы. Люди из первой группы получали задания, которые могли полностью завершить. Других добровольцев намеренно отвлекали, не позволяя довести предложенное дело до конца. Через несколько дней участников спрашивали о том, каково было содержание заданий. Те из них, которым не удалось завершить задание, в деталях рассказывали обо всех его нюансах. В отличие от них добровольцы, полностью справившиеся с заданием, описывали детали достаточно смутно.
- В 60-х гг. исследователь Джон Бадделей продолжил эксперименты, внеся в них некоторые изменения. Участникам испытаний предоставлялось определенное время для решения анаграмм. Когда они не справлялись с заданием, им демонстрировали слово-ответ. Позже добровольцев просили вспомнить слово в анаграммах. Быстрее всего срабатывала память относительно тех из них, решить которые не удалось. Этим подтверждался вывод Зейгарник о сохранении четкой памяти о незавершенной или прерванной деятельности либо информации.
Сама Блюма Зейгарник, проводившая многочисленные эксперименты, обнаружила следующую закономерность: участникам удавалось запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем в тех случаях, когда они выполняли повторно завершенные действия.
Примеры использования эффекта Зейгарник
К психологическому процессу, названному эффектом Зейгарник, обращаются во многих сферах человеческой деятельности. Будучи правильно примененным, он способен приносить определенную пользу, обеспечивать конструктивные последствия. Специалисты неоднократно подтверждали, что прерывание во время задания – это результативная стратегия, позволяющая улучшить способность к запоминанию информации.
Сегодня эффект Блюмы Зейгарник используют в самых разнообразных областях. В итоге удается максимально приблизиться к поставленной цели и достичь положительных результатов.
В образовании
Тем, кто готовится к экзаменам, рекомендуется заучивать необходимый материал с перерывами. Чтобы успешно пройти испытание, не нужно зубрить всю ночь накануне экзаменационной даты. Информация, которая усваивалась с интервалами, закрепляется в памяти гораздо лучше и вспоминается в нужный момент.
В рабочем процессе
Сотрудникам офисов, предприятий и других организаций эффект Зейгарник помогает бороться с ленью, повышать степень продуктивности, относиться более ответственно к своей работе. Насколько бы ни оказалась трудновыполнимой задача, следует сделать первый, пусть даже совсем незначительный, шаг. Вскоре появится мотивация и стремление непременно прийти к обозначенной цели, возникнет желание полностью выполнить свой долг.
На телевидении
Создатели сериалов, телешоу часто завершают такие проекты эпизодом, который оставляет судьбу персонажей нерешенной, а исход ситуации – невыясненным до конца. В таких случаях действие эффекта заключается в сохранении напряжения, которое требуется снять зрителю. Люди, увлеченные дальнейшим ходом событий, стремятся не пропустить следующий выпуск или очередную серию.
В маркетинге
Для стимуляции потребителей к совершению покупок эффектом Зейгарник также пользуются рекламодатели и маркетологи. В рекламных роликах специально пропускаются некоторые важные детали. В результате внимание зрителей и их желания возрастают. Чтобы удовлетворить обострившуюся потребность, заинтересованные лица все же приобретают товар из рекламы.
Эффект Зейгарник полностью подтверждается в сфере межличностных отношений. Существует своего рода закон: если заинтересовавшиеся друг другом мужчина и женщина на некоторое время расстаются, они чаще всего не могут забыть друг о друге. Вспыхнувшие чувства, не нашедшие пока подтверждения или разочарования, остаются неопределенными, что в итоге побуждает к продолжению знакомства в дальнейшем.
* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.