Выявлены черты личности, определяющие музыкальную одарённость

музыкальные способностиКак предсказать музыкальные способности человека? Хорошо, если он сам проявляет свой талант, играет на инструментах, поёт или сочиняет. Но даже если человек не пробовал ни на чём играть или петь, музыкальную одарённость можно определить всё равно. Она может сказаться на чертах личности, которые можно оценить по известной модели «Большая пятёрка». Так, смотреть надо пункт «Эстетика» (восприимчивость к красоте и гармонии) в категории «Открытость опыту».

Что интересно, даже если человек никогда не пробовал себя в музыке, данный показатель всё равно работает. И если он вдруг попробует, не исключено, что он окажется очень талантливым музыкантом, певцом или композитором.

В работе, вышедшей в The Journal of Research in Personality, описывается ход исследований. Учёные опросили внушительное количество добровольцев – 7870 человек (для поиска участников они скооперировались с корпорацией BBC). Опыт пения или игры на музыкальных инструментах был у 78% опрошенных, остальные не только не имели такого опыта, но и не считали себя музыкально одарёнными вообще.

Всем участникам был предложен специфический вопросник. В нём им предлагалось субъективно оценить свои музыкальные способности, уточнив отдельные параметры своих умений, навыков и знаний. Также испытуемым были предложены два теста – на мелодическую память и на восприятие музыкального ритма.

Также все участники эксперимента прошли психологическую диагностику личности по методике «Большой пятёрки» (The Big Five Inventory). Впоследствии учёные обработали данные методом множественной регрессии, чтобы получить общую картину.

Модель «Большая пятёрка» основана на диспозициональном принципе. Для её создания были проанализированы самые разные личностные черты, которые встречаются у людей. У каждого конкретного человека эти черты могут быть выражены сильно, слабо или почти не проявляться. Именно сочетание этих черт и уровня их выражения и делает личность уникальной. Диспозициональная модель учитывает все возможные черты, каталогизирует их, сводит отдельные черты в большие автономные факторы по их связанности (методами статистического факторного анализа) и строит на их основе типологию. Она также включает инструменты (тесты, опросники) для оценки отдельных черт.

Первичной разработкой модели занимался в первой половине XX века Гордон Олпорт, выделивший 4504 элементарные черты.В 1941 году их каталогизировал Рэймонд Айзенк и свёл их к 171 «ядерной» черте, а также выделил 16 факторов. Айзенк также известен как создатель одноимённого теста (наряду с многими другими, в том числе знаменитым тестом на IQ). Название «Большая пятёрка» появилось уже в 1960-е годы, когда группа психологов обнаружила в методике пять глобальных факторов, в каждом из которых находилось по 6 аспектов – шкал, по которым измеряется та или иная черта.

В описываемом эксперименте ключевым фактором была «Открытость к опыту». Этот фактор включает чувствительность к красоте и гармонии (эстетический аспект как таковой), развитое воображение, эмоциональность, авантюризм, любопытство, креативность, нонконформизм.

Этот фактор (точнее, его эстетический аспект) обладал максимальной предсказательной силой. Для музыкальной изощрённости он давал показатели β = .43, для восприятия ритма — β = .19 и для мелодической памяти — β = .15.

Интересно, что нашёлся и его антипод: фактор «Добросовестность». В этот фактор входят такие аспекты, как благоразумие, старательность, сознательность и т.д. На музыкальные способности он влияет отрицательно, давая, к примеру, для чувства ритма β = -.05, а для мелодической памяти — β = -.03.

А вот реальный музыкальный опыт испытуемых практически не влиял на результаты. Эстетический аспект фактора «Открытость опыту» равно коррелировал с музыкальной одарённостью у всех участников – и музыкантов, и тех, кто никогда не играл, не пел и даже не считал себя одарёнными. Это получилось измерить с помощью проведенных тестов на восприятие мелодий и ритма. Таким образом, тесты позволяют оценить музыкальные задатки человека даже без конкретной музыкальной практики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *