Пять парадоксов сознания человека

парадоксы сознанияВ большинстве своем люди уверены, что умеют сохранять контроль над собой вне зависимости от сложившейся ситуации. На самом деле это не совсем верно. Реакция сознания человека на происходящее, на вещи, его окружающие, возникает в любом случае. Именно этот подсознательный ответ, о котором человек зачастую даже не подозревает, определяет его дальнейшее поведение. В качестве примера рассмотрим пять парадоксов, которые свойственны нашему сознанию.

  1. Имитация – способ расположить к себе человека.

Добиться расположения, завоевать симпатию к себе несложно. Иногда достаточным бывает просто повторять произносимые собеседником слова. Этот парадокс доказали голландские психологи, проведя эксперимент, в ходе которого официанткам одного кафе было предложено повторять за клиентом сказанные им названия заказываемых блюд.

Например, посетитель говорит «салат такой-то», «гамбургер», «картофель фри», а официантка эхом повторяет за ним то же самое. В результате официанткам, использовавшим этот нехитрый прием, чаевых оставляли в три раза чаще и на 70% больше, чем девушкам, односложно произносившим «я поняла», «да», «нет».

Когда у посетителей спросили, чем объясняется их щедрость, те отвечали, что еда была вкуснее, обслуживание – вежливее, официантка – привлекательнее. Но ни один человек не заметил, как, беря заказ, официантка повторяла за ним слова. На самом же деле людям нравится, когда кто-то повторяет их слова, что воспринимается как внимание к сказанному. Именно это внимание располагает и вызывает симпатию до такой степени, что за него не жалко и заплатить.

  1. Прогнозы на личную жизнь влияют на отношение к людям.

Психологи провели исследование, предложив студентам-добровольцам ответить на вопросы теста, по результатам которого якобы можно было оценить шансы человека на создание им семьи или же, напротив, предвещавшего одиночество. Подобного теста как такового нет. Но студентов все-таки «протестировали», а предоставленные им результаты ученые взяли «с потолка».

Одним добровольцам сказали, что вероятность создать стабильный, крепкий семейный союз у них очень высока. Другим сообщили, что они относятся к типу одиночек и в будущем, если и вступят в брак, то тот будет недолгим. Сбудутся ли взятые наобум прогнозы, ученые не стали. Вскоре после проведенного тестирования они попросили студентов дать немного денег на благотворительность.

Добровольцы, которым в будущем была напророчена счастливая семейная жизнь, средств пожертвовали в 4 раза больше, чем те, кто по прогнозам в личной жизни был обречен на одиночество. Вероятнее всего «предсказание» повлияло каким-то образом на отношение этих студентов к окружающим, вызвав в них чувство отчуждения и как следствие, нежелание делиться деньгами.

Следующий этап эксперимента для той же группы добровольцев представлял собой мнимый тест на творческие способности. Собирая листки с ответами, психолог ненароком уронил стакан с карандашами на пол. Помогать ему собирать рассыпанные карандаши бросились почти все счастливые в личной жизни студенты. Из «одиночек» желание помочь появилось лишь у одного из шести студентов.

  1. Человек любит то, что окружает его постоянно.

Ко всему ли применим этот парадокс сознания? Нет. Но что касается предметов неосуществленных, данное утверждение абсолютно верно.

Народная мудрость гласит: «В гостях хорошо, а дома лучше». Действительно, в незнакомой обстановке, среди непривычных предметов человек чувствует себя неуютно. Аналогичным является и восприятие еды. Не зря многие утверждают, что вкуснейшие в их жизни блюда были приготовлены самым близким человеком. А объясняется все просто – человек начинает любить те блюда, которые ест чаще всего.

Доказательством такого парадокса сознания стали результаты эксперимента, проведенного психологом Робертом Зайонцом. Участникам эксперимента он предложил прочитать вслух не имеющие никакого значения слова, объяснив, что читают они по-турецки. Затем он опросил испытуемых, попытавшись выяснить, значение каких слов для них показалось плохим и хорошим. Не удивительно, что большинство респондентов «хорошими» посчитали слова, попадавшиеся в списке чаще.

  1. Память о событиях, которых не было в реальности.

Группа психологов под руководством Элизабет Лофтус провела эксперимент, в ходе которого группе добровольцев показали небольшой ролик о ДТП. Затем испытуемые должны были ответить на вопросы об увиденном.

Половине участников эксперимента задали вопрос, с какой скоростью, по их мнению, двигались автомобили, разбившиеся друг о друга вдребезги. Для остальных суть вопроса не изменилась, но при описании аварии ученые использовали глаголы с меньшей эмоциональной окраской, например, «врезались», «столкнулись», «ударились». В результате наибольшую скорость отметили те, кто в вопросе услышал слово «разбились».

Через неделю экспериментаторы вновь опросили испытуемых на тему увиденной ими аварии. Но на вопросы касались деталей, к примеру, разбились ли при столкновении машин стекла. Те добровольцы, которые в вопросе слышали глагол «разбились», о разлетевшихся стеклах вспоминали в два раза чаще, хотя на самом деле в ролике вообще все стекла в машинах остались целы. То есть сознание запрограммировало память этих людей на определенный сюжет, а мозг смоделировал такую ситуацию, что они действительно «увидели» разбитые при ДТП стекла.

  1. Познание себя через наблюдение за другими.

Чтобы объяснить происходящие в окружающем нас мире явления, ученые ставят опыты и проводят исследования. Пытаясь познать себя, человек следует тем же путем. Но если других людей рядом нет, осознать и понять, что мы есть, почему мы такие, для чего совершаем те или иные поступки, невозможно.

Человек – это зеркало. Всматриваясь в окружающих, изучая других людей, оценивая их поступки и действия, мы проводим сравнительный анализ с собственным «я». Только после этого человек начинает осознавать и понимать свою сущность. Более того, в некоторых случаях только опыт общения с определенным человеком позволяет нам понять самих себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *