Психологи проверили впервые эффективность «страшных» картинок на пачках сигарет

сигаретыПсихологи из четырех американских университетов впервые провели «полевое» исследование влияния картинок о вреде курения, располагаемых на сигаретных пачках, на потребителей табака. По результатам исследования оказалось, что картинки, изображающие негативные последствия курения, вызывают более сильные отрицательные переживания у курильщиков, чем текстовые сообщения. Работа опубликована в журнале PLoS ONE.

Картинки помогли некоторым испытуемым обратить внимание на потенциальный вред здоровью и задуматься о возможности покончить с употреблением табака.

Ученые отобрали группу из 293 взрослых курильщиков (из них 132 женщины) со средним возрастом в 34 года. Все участники эксперимента ежедневно выкуривали от 5 до 40 сигарет. Весь эксперимент длился четыре недели. По понедельникам каждый испытуемый являлся в офис исследователей и получал недельный запас пачек сигарет предпочитаемого бренда с нанесенными на них разного типа предупреждениями, а также заполнял специально разработанные психологические опросники.

На сигаретные пачки крепились три вида предупреждений: только текстовое (например, «Курение может привести к смертельно опасным заболеваниям легких»); только графическое (девять разных картинок с изображениями последствий различных заболеваний, вызываемых курением, например, трахеостомии — хирургически созданного отверстия в трахее, и короткой надписью) и совмещающего картинку с подробным описанием вреда курения и вызываемого им заболевания.

Таким образом, ученые предполагали изучить влияние формы и содержания предупреждений на поведение курильщиков и их субъективную оценку негативного эффекта курения, риска тех или иных заболеваний, доверия к предупреждениям, эффективности их запоминания, осознанных намерений бросить курить в будущем.

Выяснилось, что графические изображения заставляли испытуемых больше переживать о негативных последствиях курения (средние значения по балльным оценкам тестов 5.30 против 4.52 у текстовых предупреждений). Увеличивали осознание риска употребления табака для здоровья (5,41 против 5,20), а также осведомленность о тех или иных опасных последствиях (4,09 против 3,61). Также картинки очень хорошо запоминались (4,98 против 3,92) и вызывали гораздо большее доверие у испытуемых (6,51 против 6,16). Что интересно, совмещение картинок с подробным текстовым объяснением резко уменьшало все показатели (кроме негативных переживаний), в большинстве случаев делая эффект от картинок ниже, чем просто от текстовых предупреждений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *