Признают ли Интернет-зависимость расстройством?

интернет зависимостьРазговоры о том, что Интернет-зависимость – это опасная болезнь, долго велись на неофициальном уровне. Но сейчас Всемирная организация здравоохранения задумывается о том, чтобы всерьёз внести зависимость от глобальной сети в список психических расстройств. Для такого диагноза может быть несколько оснований: зависимость от селфи, игр в режиме онлайн, социальных сетей и переписки. Сейчас все эти явления всё сильнее распространяются, особенно среди технически продвинутой молодёжи, пользующейся современной техникой и придающей значение статусу в сетях.

Роковая селфимания

Как уверяет Борис Цыганков, главный психиатр Москвы, в настоящее время в работе находится 11-я редакция Международной классификации болезней. В версию МКБ-11 наверняка будет включена и Интернет-зависимость, поскольку она близка по своим проявлениям и к игровой зависимости, и к другим психологическим и даже химическим зависимостям. В настоящее время МКБ-11 проходит рецензирование в разных странах.

С выхода прошлой классификации мир изменился. Сегодня трудно найти уголок, где не было бы Интернета и мобильных сетей, а гаджеты стали общедоступными, поэтому мы постоянно находимся на связи со всем миром. Но эта новая реальность порождает и новые проблемы, в числе которых – и гаджет-зависимость. Она может иметь разные формы. Так, одни зависимые избирают своим наркотиком онлайн-игры, другие – общение в социальных сетях, третьи делятся фотографиями самих себя, четвёртые ведут постоянную личную переписку.

Мода на селфи уже превратилась в целую сетевую субкультуру. Фронтальные камеры смартфонов получили неплохое качество, а публиковать снимки в сети можно за считанные секунды. Безобидное на вид увлечение порой приводит к трагедиям: стремясь сделать эффектный снимок, люди залезают на опасную высоту, становятся перед движущимися автомобилями, отвлекаются во время вождения. Но и обычная тяга постоянно делиться своими фото в сети кажется ненормальной.

Тёмная сторона сети

Одна из опасностей социальных сетей – это обратная сторона их преимущества: постоянное доступное общение. Имея доступ к аккаунтам других людей, зачастую более успешных и интересных, пользователь соцсети может легко впасть в депрессию. Особенно если ему самому нечем похвастаться, его посты мало кто комментирует, а фотографии не собирают обильного урожая «лайков».

Но даже эта скупая подпитка необходима зависимому человеку. Стоит его провайдеру начать технические работы, как он впадает в панику, не знает, чем себя занять, и погружается в депрессию без связи. Порой он действительно проявляет симптомы «ломки».

Частое «втыкание» в мониторы и дисплеи сейчас уже не так опасно, как в прошлом веке. Современные мониторы не так портят зрение, как модели 90-х годов, а с планшетом или ноутбуком сидеть можно и на свежем воздухе. Но за осанкой и зрением всё равно нужно следить, не «сажая» их круглосуточно за компьютером.

Плюсы и минусы компьютерных игр

Ещё недавно видеоигры рассматривались исключительно в отрицательном свете. Приятное времяпровождение таит много опасностей – от простого привыкания до искажения взгляда на мир. Однако недавние исследования показали, что не всё так однозначно. Для взрослых любителей игр с устоявшейся картиной мира это увлечение может оказаться достаточно полезным.

Психологи Грегори Уэст (Монреальский университет) и Вероник Бобо (Институт психического здоровья при Университете Дугласа) провели исследования, согласно которым у увлечённых игроков улучшается концентрация и зрение.

Современные видеоигры с богатой и реалистичной графикой стали своеобразными тренажёрами для глаз. Играя, геймер упражняет своё зрение: ему проще сфокусироваться на объекте и субъективно повысить контрастную чувствительность, что важно при чтении или других занятиях в условиях слабого освещения. Улучшается и координация движений, особенно если геймер использует разные виды контроллеров.

Более того, современные видеоигры настолько насыщены культурным контекстом и продуманы психологически, что увлечение ими может повысить эрудицию геймера, улучшить его самооценку, компенсировать психологические травмы.

Есть что добавить в защиту игр и у нейробиологов. Так, люди, пережившие инсульт, могут использовать компьютерные игры для восстановления. С их помощью мозг лучше усваивает новые данные и прокачивает когнитивные функции, что сказывается даже у пожилых любителей игр.

Болезнь Alt-S-Геймера

И всё же предупреждения об опасности игр небеспочвенны. Так, в силу визуальных особенностей современных игр геймеры чаще используют навигационные стратегии, основную роль в которых использует зона вознаграждения, которая находится в хвостатом ядре мозга. В нормальных условиях за навигацию отвечает пространственная система памяти мозга, которая находится в гиппокампе. Из-за этого у таких игроков снижается функциональная активность зоны гиппокампа и понижается содержание серого вещества.

Как комментирует Грегори Уэст, такой сдвиг центра активности может привести к нарушению целостности гиппокампа. А это уже фактор риска. Из-за потери активности гиппокампа могут с большей вероятностью развиться такие нарушения, как болезнь Альцгеймера.

Это свидетельствует лишь о неоднозначности всех явлений, вторгающихся в наш мир. Отказываться от игр никто не призывает. Однако следить за собой всё же необходимо. Как и с едой, алкоголем, сексом и т.д., компьютеры могут нести позитив лишь до определённой грани, а злоупотребления могут оказаться роковыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *