Мозг предпочитает учиться на своих ошибках

ошибкиЧеловечество издревле ценило полученный опыт выше теоретических знаний. Современные психологи нашли причину этого явления: оказывается, человеческий мозг действительно гораздо лучше усваивает собственные «синяки и шишки» и делает из них более полезные выводы.

В эксперименте участвовало несколько десятков человек одного возраста (26 лет): так были нивелированы возрастные изменения мозга и когнитивных способностей. Все участники должны были решать некоторые задачи, за правильное решение которых им обещали вознаграждение. В ходе эксперимента мозг участников анализировался с помощью МРТ.

Сопоставив данные МРТ с наблюдением за ходом эксперимента, учёные выявили два сценария, по которым проходит обучение:

  • Неправильно решив задачу, человек испытывает эмоциональное «наказание». После этого мышление человека стремится избежать повторения этого наказания и ищет другие пути.
  • Решив задачу правильно, человек испытывает состояние «награды». Это закрепляет поведение на рефлекторном уровне. Более того, в этом состоянии даже ошибка воспринимается положительно, как часть опыта, который привёл к правильному решению. Ошибаясь, человек осуществляет поиск решений и впоследствии может принимать более крупные и важные решения правильно.

Как выяснили психологи, и правильный ответ, и ошибка с правильным «разбором полётов» дают одинаково сильный положительный отклик. Таким образом, ошибка в ходе решения частной задачи может положительно сказаться на результате в целом. Люди, которые ошибались, впоследствии могут достигать гораздо лучших успехов. Это лишний раз доказывает, что не стоит ставить на человеке крест после первых же ошибок: наоборот, один «битый» по эффективности вполне может стоить нескольких «небитых».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *