Как болеют трудоголики, ипохондрики, меланхолики

7b7Опытные врачи оценивают состояние пациента не только с физиологической точки зрения. Для них имеет значение и то, как человек относится к своей болезни, с каким настроением лечится. Ведь от этого во многом зависит и течение заболевания, и успех лечения.

Психологи выделяют несколько наиболее распространенных типов отношения к болезни.

К примеру, трудоголики предпочитают «прятаться от болезни» на работе. Таким людям хочется, несмотря на проблемы со здоровьем, во что бы то ни стало сохранить должность и продолжать активно трудиться в прежнем качестве. Заболев, трудоголики начинают относиться к своей работе еще более ответственно, чем до постановки диагноза. А вот серьезно обследоваться и лечиться они не спешат, стремясь,  несмотря на тяжесть заболевания, сохранить свой профессиональный статус. Такой тип отношения к болезни психологи называют эргопатическим или стеническим. Лечить таких пациентов очень непросто. И успех терапии при таком поведении больного весьма сомнителен.

Не впадайте в эйфорию и берегитесь депрессии

Несколько иначе проявляется эйфорический тип отношения к болезни. Услышав вердикт врачей, некоторые люди впадают в эйфорию и стараются попросту забыть о своей болезни и ее возможных последствиях. Психологически им проще рассматривать даже тяжелые симптомы недуга как проявления «несерьезных болячек» или случайных колебаний самочувствия. Они отказываются от медицинских обследований, не выполняют врачебных рекомендаций, нарушают режим и постоянно пребывают в поисках удовольствий, желая (хотя бы напоследок) получить от жизни все возможное. Такое легкомысленное отношение к болезни может привести к очень тяжелым последствиям.

Неправильно ведут себя и люди, для которых характерен тревожно-депрессивный, фобический тип отношения к болезни.  Чересчур мнительные пациенты панически боятся всего: и самого диагноза, и неблагоприятного течения болезни, и ее возможных осложнений, и неэффективности и даже опасности лечения. Они роются в Интернете в поисках новых терапевтических методов, часто меняют врачей, которым по большому счету не доверяют. Все время пытаются найти признанных «авторитетов» в интересующей их медицинской сфере. А еще постоянно обследуются и больше верят результатам анализов,нежели собственным субъективным ощущениям. Естественно, такой депрессивно-тревожный подход только усугубляет состояние человека, лишая его сил для борьбы с реальным недугом.

Очень трудно лечить и меланхоликов. Их отношение к болезни психологи считают витально-тоскливым.  Такие люди удручены болезнью и совсем не верят в возможность выздоровления. Отсюда – тяжелая депрессия и даже мысли о суициде.

Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения демонстрируют пациенты с апатическим типом отношения к болезни. Таких больных приходится заставлять проходить обследование, принимать лекарства и медицинские процедуры. Если родственникам удается побороть такое пассивное отношение к лечению, оно может дать положительные  результаты. В противном случае ничего хорошего ждать не приходится.

Не ищите у себя несуществующие недуги

Отдельной строкой в психологической классификации пациентов стоят ипохондрики, которые постоянно зацикливаются на субъективных неприятных ощущениях, выискивая у себя несуществующие болезни. На эту тему они готовы бесконечно говорить с родственниками, друзьями, врачами и медсестрами, параллельно жалуясь на то, как плохо становится им после приема лекарств и диагностических процедур. Искреннее желание ипохондриков постоянно лечиться удивительным образом сочетается у них с неверием в собственное выздоровление. Потому они снова и снова обследуются, тратят деньги на медицинские консультации у известных профессоров, но лучше им не становится.  И не станет, пока они не перестанут быть ипохондриками. А тут уж не обойтись без помощи психотерапевта.

Не терроризируйте друзей и родственников

Ипохондрики портят жизнь не только себе, но и своим близким. Но еще хуже, если человек относится к своей болезни, как неврастеник – по принципу «раздражительной слабости». Такие люди не способны терпеливо лечиться и ждать облегчения своего состояния. При болях, при неприятных ощущениях, при малейших неудачах в лечении неврастеники выплескивают свое раздражение на окружающих. Правда, потом чаще всего раскаиваются и просят прощение. Но находиться рядом с таким больным – серьезное испытание для собственной психики и самолюбия.

Встречаются во врачебной практике  и чересчур чувствительные пациенты, которых беспокоит не столько сама болезнь, сколько отношение к ней друзей и родственников. Сенситивные больные опасаются,  что окружающие станут их жалеть.  Или, что  еще хуже, — считать неполноценными. Их гнетет мысль о том, что близкие начнут к ним пренебрежительно  относиться, распускать сплетни  о причине  заболевания и даже избегать общения с ними. Боязнь стать обузой для семьи, страх потери  любви  близких людей мешают человеку сосредоточиться на лечении, лишают его энергии в борьбе за здоровье.

В отличие от сенситивных пациентов эгоцентрики с истероидным типом отношения к болезни не только ее принимают, но и пытаются извлечь выгоду из своего состояния. Они активно демонстрируют  окружающим свои страдания, подробнейшим образом рассказывают о своих  переживаниях, требуя постоянного внимания, заботы, ухода и   сочувствия. При этом их абсолютно не интересует, как себя чувствуют их близкие. Пациенты-эгоцентрики всем недовольны, часто раздражаются, сердятся и обижаются на окружающих, которым не позавидуешь. Чтобы ухаживать за такими больными, надо иметь адское терпение. А выздоравливать такие пациенты не спешат, их больше устраивает роль тежелобольных, которым все обязаны служить.

Не подозревайте врачей в злом умысле

Настоящим кошмаром для  медицинских работников становятся люди с параноидальным типом отношения к болезни. Их просто невозможно переубедить в том, что их болезнь – это не результат внешних причин, чьего-то злого умысла. С такой же подозрительностью и настороженностью они относятся к словам врачей и медсестер, к лекарствам и процедурам. Они часто обвиняют медперсонал в халатности или в намеренном причинении вреда их здоровью, пишут жалобы в вышестоящие инстанции, требуя наказать «виновных».

Понятно, что таких пациентов медики, мягко говоря, недолюбливают. Как и представителей агрессивного типа отношения к болезни. У таких больных постоянно мрачный, угрюмый и недовольный вид. Они, как правило, не скрывают своей зависти и ненависти к здоровым людям, требуют к себе особого внимания и срывают свою злобу на окружающих. Такие агрессивные деспоты, которые хотят, чтобы им во всем угождали, нередко встречаются среди пациентов наших больниц и, Боже упаси, оказаться с ними в одной палате. Они и сами толком не лечатся, и другим мешают настроиться на выздоровление.

Будьте реалистами и гуманистами

А какое отношение к болезни считается правильным? Гармоничное, реалистичное, взвешенное. К сожалению, людей, способных спокойно выслушать и проанализировать вердикт врачей, не так уж много. Увы, не каждый способен адекватно оценить свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки серьезности заболевания. Не каждый стремится во всем активно содействовать успеху лечения, точно выполняя медицинские рекомендации. Только психически уравновешенный, гармоничный и гуманный человек попытается сделать все, чтобы облегчить близким тяготы ухода за собой во время болезни.

Когда человек сталкивается с болезнью, у него может отключиться логическое мышление. Под действием разыгравшихся эмоций пациент рисует в своем воображении самую страшную картину болезни и начинает ее бояться.  Еще не зная диагноза, такой человек впадает в панику. В этом состоянии он не способен адекватно воспринимать медицинскую информацию, искать и находить нужных врачей и правильные методы лечения, советоваться со специалистами и принимать верные решения.

Кстати, паника, переходящая в истерику, нередко охватывает не только  самих больных, но и  их родственников. И это очень плохо влияет на процесс лечения, отношение с врачами, атмосферу в семье и т.д. В истории медицины известны случаи, когда больные умирали не от самой болезни, а от страха перед ней. И жертвами эпидемий в первую очередь становятся паникеры. Потому, заболев, надо стараться избегать панических мыслей и настроений.

Известный американский психотерапевт И. Ялом, долго работая с  женщинами, больными раком груди, пришел к выводу, что вероятность близкой смерти делает людей мудрее и добрее. Его пациентки рассказывали: как только первая волна паники отступала, приходило поистине «золотое время». Они говорили, что болезнь  помогла им лучше узнать себя, заставила сменить приоритеты, отказаться от множества пустых и ненужных вещей и начать ценить то, что обладает истинной ценностью, — семью, друзей, близких. Некоторые из подопечных психотерапевта признавались, что впервые в жизни научились видеть красоту, наслаждаться течением времени. «Как жаль, —  сокрушались они, — что понадобилось оказаться во власти смертельной болезни, чтобы научиться жить».