Первое правило эксперимента: никому не говорить об эксперименте! Эффект Хоторна

эффект хоторнаВ физике существует понятие «эффекта наблюдателя» (если кратко, то сам процесс наблюдения вмешивается в наблюдаемый объект и меняет его характеристики). Иногда его не совсем точно называют принципом Гейзенберга. В психологии также есть аналогичный эффект, который принято называть эффектом Хоторна.

Название происходит от завода Хоторн (Hawthorne Works), где часто проводились психологические исследования. Если вкратце, то суть эффекта – в том, что, если участники понимают, что участвуют в эксперименте, то его результаты оказываются искажёнными.

Этот эффект был впервые сформулирован Элтоном Мэйо и его группой исследователей после работы в 1924-1932 гг.

Завод Хоторн, на котором проводились исследования, находился в городе Сисеро (США) и принадлежал компании Western Electric. Задачей учёных было выяснение факторов, наиболее сильно определяющих производительность труда. Подопытной группой стали шесть женщин, участвовавших в сборке реле для коммуникационного оборудования. Одна из шести участниц подавала детали остальным, которые осуществляли сборку.

Учёные вносили самые разные изменения в ход работы. В течение 1927-28 гг. подопытным улучшали условия работы (повышали премии, сокращали рабочий день, увеличивали обеденный перерыв). Да, это привело к повышению эффективности работы. Но, как ни парадоксально, когда исследуемым ухудшали условия, производительность всё равно росла!

Основной версией психологов стало предположение, что сам факт проведения эксперимента (о котором знали как сами подопытные, так и все остальные сотрудники) послужил причиной искажения результатов. Зная, что за ними наблюдают, люди бессознательно вели себя так, чтобы оправдать ожидания экспериментатора. Именно так вкратце формулируется Хоторнский эффект.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *