Чем же великолепна семёрка?

7Одно из чисел, обладающих в фольклоре особенной популярностью – семь. Пожалуй, сравниться с ним может только число три. Неслучайно народное подсознательное выбрало именно семь в качестве волшебного числа. Как показывают психологические эксперименты, семёрка имеет значение для человеческой психики.

Для начала стоит упомянуть, что все современные методы психологических исследований – наблюдения, опросы, эксперименты – невероятно молоды. Ещё полтора века назад психологам было фактически не на что опереться в исследовании человеческой души. У них было только два инструмента для работы: либо чисто умозрительные пространные рассуждения, либо медитация с углублением в самих себя.

Ситуация изменилась только в последней трети позапрошлого века, когда лейпцигский профессор Вильгельм Вундт не решил проверить психологические гипотезы на практике. Его эксперименты, по большому счёту, и положили начало современной психологической науке как таковой.

Чтобы поверять такую тонкую материю, как душа, научными методами, ещё и в то романтическое для науки время, нужно было быть невероятно скучным человеком. Собственно, таким Вундт и был. Он жил строго по расписанию – и работал, и проводил досуг, и общался с близкими. Как вспоминала его жена Софи Вундт, каждый день Вильгельм проводил в одинаковом режиме: писал с утра, днём общался с сотрудниками лаборатории, уделяя каждому не более десяти минут, шёл на прогулку, проводил лекцию, вечером – принимал гостей, музицировал и разговаривал, причём непременно о политике.

Выдающаяся даже для немецкого учёного педантичность помогла Вундту сделать психологию настоящей наукой: именно такой человек смог поверить алгеброй гармонию души и измерять её, как температуру или электропроводность.

Смотреть в первых опытах Вундта было особо не на что даже тогдашнему неизбалованному зрителю, которому оставалось ещё шестнадцать лет до первого кино. Выглядело это так: в спартанском кабинете Вундта за массивным деревянным столом сидит человек. На столе стоит тикающий метроном. Сзади сидит сам Вундт и наблюдает за подопытным. Скучно? Так и задумывал учёный. Задача, которую он перед собой ставил – измерение «объёма сознания» (термин он придумал сам). Его целью было выяснить, сколько «элементарных» впечатлений одновременно помещается у человека в сознании. Сегодня мы называем это кратковременной памятью.

Слушать этот эксперимент было бы гораздо интереснее. Задание было следующим: Вундт предлагал испытуемым прослушать два набора щелчков метронома, разделённых небольшой паузой, и сказать, были ли это одинаковые наборы. При этом сознательно считать щелчки учёный запрещал. Нужно было воспринимать ряд щелчков как целое явление.

Выяснилось, что люди воспринимают щелчки метронома раздельно, каждый – как самостоятельный звук. Отличать их друг от друга не получалось: все щелчки метронома звучат совершенно одинаково, даже проще, чем часовое «тик-так».

Сам Вундт охарактеризовал это явление как «ритмичность сознания» и пришёл к выводу, что сознание человека склонно объединять элементы в группы.

Но (как выяснилось в последующих опытах) если испытуемый настроен объединять щелчки в пары (как то самое тиканье часов), у него получалось неплохо сравнивать звуковые ряды, состоящие примерно из восьми пар. При большем их количестве ряды щелчков теряли свою структурность и распадались на элементы. Как предположил Вундт, «объём сознания» вмещает восемь подобных элементов.

Именно так он обосновал для себя понимание людьми речи: воспринимая не отдельные звуки, а целые слова, сознание способно распознавать длинные предложения. В свою очередь, каждое предложение тоже воспринимается как цельный объект, сформированный из слов.

Вслед за Вундтом подобные работы проводил и психолог Джордж Миллер из США. Он уточнил объём кратковременной памяти: согласно исследованиям Миллера, он составляет семь плюс-минус два элемента.

Именно исследования Миллера стали широко известны в массах, благодаря чему их применяют в повседневной жизни. Рекламные слоганы содержат не более 7-9 слов. Телефонные номера называют без кода, благодаря чему их длина не превышает 7 цифр. Редко какой продавец включит в презентацию более семи продуктов. Если вам надо купить в магазине более семи товаров, вам лучше составить список заранее. Стихи, в строчках которых более семи слов, хуже запоминаются.

Так что семёрка – действительно ключевая цифра для человеческой психики. И никакой мистики в этом нет: доказано научно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *